Дорогие друзья, хотелось бы узнать ваше мнение по поводу ночного богослужения в новогоднюю ночь (по новому стилю). Среди священников знаю 2-а мнения, абсолютно противоположных. 1-ое: служить в новогоднюю ночь необходимо, чтобы люди бодрствовали не перед телевизором, за столом и выпивкой в пост, а молились в храме. 2-ое: служить в новогоднюю ночь не нужно, слишком много чести этому светскому празднику, чтобы ставить его в один разряд с Пасхой и Рождеством, когда во всех храмах (за редким исключением) служат ночью. Что думаете по этому поводу?
Новогоднее богослужение.
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться22011-12-19 18:28:55
Опишу свой взгляд, хотя знаю, что некоторые мои собратья не все его разделяют. Основная масса молодого и среднего возраста духовенства свое воспитание получило в советский период. А праздник нового года это его неотъемлемая часть. Я помню новогодние елки и представления когда дети получали подарки, когда все собирались за новогодним столом. Советская власть, конечно же, пыталось оттенить само рождество, чтоб умалить его значимость. В наше время праздник рождества занял опять в умах людей достойное место. Но советское нововведение остается традиционным. Наша задача как священников определиться по этому вопросу. Мы можем занять критическую позицию и отвергать или игнорировать этот праздник, замкнуться у себя дома сложив руки и делать вид, что в соседних домах или квартирах ничего не происходит. Можем по старинке, как и в детстве, посидеть дома за праздничным столом и всю ночь смотреть телевизор. Но думаю правильнее вспомнить принцип инкультурации – когда православие погружается в культуру и придает событию православный характер. Как раз ночное богослужение и дает возможность в новогоднюю ночь собраться общине как большой семье и вступить в новый календарный год с молитвы. И даже если община организует постный стол, после службы, в этом нет ничего зазорного. У священника лишний раз появиться возможность поближе пообщаться с прихожанами, а у них с батюшкой и друг с другом.
Поделиться32011-12-22 23:09:55
Здравствуйте!
Немного истории. В России сперва начинали год с 1 марта. Март - первый месяц Юлианского года и ему отдавалось предпочтение пред другими месяцами как в Ветхом (Исход 12,2), так и в Новом завете. "Сей первый месяц, говорится в Следованной псалтири (1 марта), есть в месяцах месяц, зане в он началобытный свет сей видимый и Адам сотворен бысть...В сей месяц Бог... сошел на землю...В сей месяц вольною страстию Его плотскою клятва потребися...". Римляне за 45 лет до Рождества Христова праздновали новолетие 1 января вместо 1 марта, как это было у них прежде, и проводили этот день в безчинных шумных играх с переодеваниями, в безумном веселии и мерзком распутстве. В следствии этого христиане долго не святили этот день, как день новолетия, и днями новолетия у них ( смотря по различии стран и времен) были: 1 марта, 25 марта, 1 сентября, 23 сентября и 25 декабря. В России сперва начинали год с 1 марта, потом с 1 сентября. В конце 1699 г. указом императора Петра 1 повелено начинать гражданский год с 1 января, как у западных стран.
Из истории мы видим, что Россия ( до Петра ) праздновала новолетие по церковному календарю 1 сентября. Недаром и учебный год поныне начинается именно в этот день. Почему государство(западное) ушло от церковного новолетия? Все просто, оно хотело отделиться от Церкви. Идти своим путем и праздновать свои (светские) праздники. Петр также принял путь запада.
К чему я все это рассказываю? Вопрос о совершении Богослужения 1 января будет всегда открытым. Возникает еще вопрос, а как быть с 8 марта? Что нам больше почитать святых жен мироносиц (пример для христианской женщины) или Клару ( пример светской женщины). Светские (неверующие) люди говорят:"Что вы лезете в наши праздники?". А верующие люди говорят:"Почему мы принижаем свои праздники?".
P.S. С уважением.